Казахстанский рынок агроудобрений находится в критическом состоянии: наша республика входит в список стран с самым низким показателем минеральных удобрений на гектар сельхозугодий. Это не может способствовать росту урожайности и, напротив, ведет к обеднению и гибели земли. Проблему необходимо решать комплексно, выстраивая заново рынок минеральных удобрений. Об этом на встрече с журналистами заявил председатель правления Казахстанского института развития индустрии (КИРИ) при Министерстве по инвестициям и развитию РК Айдын Кульсеитов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Потребление удобрений в Казахстане на один гектар сельхозземель составляет 4,9 килограмма. Для сравнения, у наших соседей в Кыргызстане этот показатель выше в пять раз — 22 килограмма, тогда как в Узбекистане он превосходит в 30 раз — 150 кг на гектар. Если сравнивать с нашими северными соседями, то, например, в России применяют 39 килограммов на гектар, в Беларуси — 50−60 килограммов, в Украине — от 80 до 100 килограммов на гектар. Мы относимся к тем странам, которые меньше всего потребляют на один гектар удобрений. И все это происходит на фоне того, что распространяется миф о том, что так и нужно, что мы должны быть чистыми, производя „органик-фут“. Хотя на самом деле никто и не говорит о ГМО, просто мы даже не восполняем тот фосфор, калий и азот, который забрали из почвы. Как результат, она не восстанавливается и стремительно беднеет», — рассказал Айдын Кульсеитов.
В то же время он считает, что и перебарщивать с удобрениями нельзя. Например, в маленьком государстве Нидерланды на сегодняшний день применяют 750 килограммов удобрений на гектар. А если взять такие страны, как Германия, Франция, США, то их фермеры применяют порядка 400−600 килограммов удобрений на гектар.
По его словам, необходимо хотя бы в два раза, до 10 кг, на гектар увеличить применение минеральных удобрений для отечественных сельхозземель.
«Это позволит до 150% осуществить загрузку существующих мощностей — предприятий „КазАзот“ и „Казфосфат“. Это ведущие производители аммиачной селитры и фосфора у нас в стране. Они смогут полностью закрыть потребности внутреннего рынка в минеральных удобрениях. В то же время калий мы продолжим закупать у российского поставщика — компании „Уралкалий“. Хотя в Казахстане имеется свое месторождение калия, но его необходимо разрабатывать и создавать широкую сеть дистрибуции. Но, так или иначе, сейчас в республике производится около 400 тыс. тонн аммиачной селитры и 225 тыс. тонн фосфора. Если же мы увеличим их производство в два раза, мы можем перестать думать об экспорте, так как казахстанский сегмент этого рынка просто бездонный», — констатировал Айдын Кульсеитов.
Он назвал причины, которые могут помешать загрузке отечественных мощностей. К примеру, в Казахстане слабо контролируется состояние сельхозземель.
«Некоторое время назад было такое поручение президента — у тех арендаторов земли, кто ведет к ее обеднению или вообще ее не использует, необходимо отбирать участки. Возможно, к исполнению этого поручения следует подойти более твердо и последовательно. Во-вторых, Минсельхоз готов субсидировать фермеров для приобретения ими минеральных удобрений. Другой вопрос, что, в принципе, с точки зрения повышения урожайности МСХ не так интересует вопрос, где наши аграрии закупят селитру — в Узбекистане, России или Казахстане. Однако, на мой взгляд, субсидировать нужно только закупки у отечественных предприятий, несмотря на наше участие в ВТО. Так делают все страны, защищая своего производителя», — подчеркнул Айдын Кульсеитов.
При этом он отметил, что у казахстанских производителей минеральных удобрений слабо развита дилерская сеть.
«То есть у тех же крупных поставщиков удобрений — у них должны быть свои сети, свои поставщики и в каждом регионе склады. Чтобы покрыть весь рынок Казахстана, нужно заново развивать эту систему, а это тоже определенные издержки для бизнеса», — резюмировал глава КИРИ.